Исторически располагавшийся на этом месте Чугунолитейный и бронзовый завод Феликса Шопена, ставший составной частью «Общества железопрокатного и проволочного завода» на рубеже XIХ — ХХ веков, после революции сменил имя на более подходящее к новым реалиям – «Красный гвоздильщик» (в соответствии с одним из видов производимой продукции). За сменой названия последовала модернизация и возведение новых корпусов: сталепроволочного, прокатного, канатного, а также электростанции и водонапорной башни.
Автором проекта канатного цеха и примыкающей к нему водонапорной башни выступил выпускник Петербургской Академии художеств (на тот момент уже ВХУТЕИНа), руководитель Научно-исследовательской экспериментальной лаборатории архитектурных форм и методов графирования Яков Чернихов.
Будущий вдохновитель всей современной архитектуры мегаполисов, забытый на родине и открытый за рубежом в 1960-е годы, родился в небольшом городке Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье. С детства он много времени уделяет рисованию. В 15 лет переезжает в Одессу и поступает в местное художественное училище. После его окончания перебирается в столицу и зачисляется на живописный факультет Академии художеств. Параллельно обучается на Высших педагогических курсах, дававших право на преподавание в различных учебных заведениях. В 1925 году Яков Чернихов заканчивает обучение на архитектурном факультете Высшего художественно-технического института.
В 1920 – 30-е годах Черняхов в своей лаборатории вместе с учениками и коллегами активно занимается проектной и экспериментальной работой, пишет научные труды, создает многочисленные серии архитектурных фантазий. В свет выходят его книги «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.) и другие.
Насколько полно теоретическое наследие Чернихова перекочевало в XXI век, настолько скупо открываются нам его практические работы: до сих пор о его осуществленных проектах достоверно почти ничего не известно. Существует мнение, что на рубеже 1920 – 30-х годов по его проектам строилось несколько десятков промышленных предприятий в различных концах страны. Это были химические заводы, в которых технология обыкновенно брала верх над архитектурой. Но постройки эти затеряны, авторство их считается спорным, хотя некоторые источники говорят о том, что под покровительством Чернихова находились чуть ли не все проекты химических заводов Советского Союза.
В этом смысле башня завода «Красный гвоздильщик» уникальна. Это единственная уцелевшая постройка прекрасного педагога, методиста, дизайнера и одного из самых загадочных архитекторов, дошедшая до наших дней практически в изначальном облике.
Подойдем к объекту нашего восхищения поближе: динамичная композиция ансамбля построена на остром контрасте легкой вертикали башни и вытянутого вдоль 25-й линии здания корпуса канатного цеха. Для продольного фасада цеха была избрана тема пилонов с широкими проемами. Его окончательный проект был доработан архитектором М. Д. Фельгером и инженером К.В. Сaxновским. Они сохранили прежнюю структурную основу, но осуществленное здание получилось упрощенно-утилитарным, а впоследствии было искажено поздними переделками.
В отличие от своего соседа водонапорная башня выглядит более аутентично. За исключением небольших изменений (ленточное остекление верхнего фонаря) она полностью соответствует изначальной задумке архитектора, воплотившего в ней свои конструктивистские фантазии и авангардное мышление. Здесь как нельзя лучше реализуются формообразующие возможности самого прогрессивного материала тех лет – железобетона. Узкий высокий ствол башни, содержащий в себе металлическую лестницу, поднимает к небу объем водонапорного бака, скругленный выступ которого опирается на два тонких столба. Контраст жестких прямолинейных и плавных криволинейных форм усиливает пластическую экспрессию лаконичной композиции башни. Архитектор использует здесь две простейшие геометрические формы – параллелепипед (лестничная клетка) и цилиндр (бак для воды). Они соединены резко, без смягчений и переходов. Оси тел смещены таким образом, что объем цилиндра выдается в сторону, покоясь на двух тонких опорах-столбиках. Башня едва ли напоминает центрические дореволюционные сооружения такого рода, отличавшиеся кирпичной тяжестью, основательностью форм и витиеватым узорочьем рельефа на фасаде. Экспрессия постройки дополняется образной характеристикой. Архитектор апеллирует к графическому образу предприятия, отражающего его производственный профиль: резервуар для воды обозначает шляпку, а вытянутое вверх основание – тело гвоздя – основы основ любого строительного начинания.
Особенно колоритно башня должна была смотреться сразу после ее строительства в начале 1930-х годов в отражении вод существовавшего здесь с середины XVIII века Масляного канала. Он огибал одноименный буян буквой П и просуществовал предположительно до 1960-х годов.
К слову сказать, похожую архитектурную форму можно наблюдать и в других водонапорных башнях: в некогда финском городе Сортавала неподалеку от одноименной железнодорожной станции (1942г., архитектор Ярл Унгер), а также в Екатеринбурге (так называемая «Белая башня» архитектора Моисея Рейшера, 1929-1931 гг.)
Однако именно башня Якова Чернихова удостоилась визита знаменитого британского архитектора иракского происхождения, классика современной хай-тек архитектуры, Захи Хадид в 2004 году. Известно, что книги по теории архитектуры Якова Георгиевича всегда были обязательным предметом на ее рабочем столе.
Потребовалось еще десять лет, чтобы и региональные власти по достоинству оценили футуристический железобетонный гвоздь, прочно вбитый в исторический промышленный квартал Петербурга. В 2014 году здание было внесено в перечень объектов культурного наследия регионального значения. Башня также включена КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». В 2021 году стало известно о планах по реставрации этого памятника конструктивизма и приспособлении его под бизнес-центр.
Предлагаем и вам довериться безупречному вкусу созидателей будущего и поехать на Васильевский остров, чтобы своими глазами узреть символ авангардной промышленности, переживающий сейчас второе рождение.