Однако развитие литейной отрасли для нужд тяжелой промышленности не мешало столичным предпринимателям использовать новые технические возможности и в области декоративно-прикладного искусства. Среди наиболее успешных и снискавших международную славу литейщиков той поры выделяется купец и фабрикант с музыкальной фамилией Шопен.
Феликс Шопен родился в маленьком французском городке в 1813 году. Его отец, Жюльен Шопен, скульптор и литейщик из Парижа, сотрудничал с мастерской Алексагдра Герена в Санкт-Петербурге. Он не только оснастил завод Герена необходимым оборудованием, пригласил искусных чеканщиков и литейщиков, но и занимался поставками лучших моделей для отлива. Уже в 1840 году завод Герена на Васильевском острове считался одним из самых крупных в столице.
Однако дела на предприятии не всегда шли хорошо, и в 1838 году управлять заводом в Санкт-Петербурге отправляется Феликс Шопен, чтобы уже к 1841 году стать его полноправным владельцем. Он расширяет производственные мощи и проводит полную реорганизацию, благодаря чему фабрика начинает процветать. Наследник завода оказался очень талантливым. Не зря его стали называть «русским Барбедьеном», сравнивая с одним из самых известных скульпторов Франции.
Первый период развития производства пришелся на 1840-1860-е годы. Это было благоприятное время для русских бронзовщиков, фабрики получали большие правительственные заказы. С 1845 года Феликс Шопен удостоился статуса Поставщика Двора Его Императорского Величества и в середине XIX века выполнял масштабные работы для Зимнего, Мраморного, Большого Кремлевского дворца, Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя.
В 1849 году Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге завод Шопена представил коллекцию, состоящую из шестидесяти трех бронзовых бюстов русских царей, князей и императоров. Впоследствии Шопен одним из первых в России оформил патентное право на воспроизводство своих моделей и стал тиражировать эти бюсты уже в качестве настольной кабинетной скульптуры, которая тогда набирала популярность. Отливать работы в меньшей величине ему позволяло специальное устройство, патент на использование которого Шопен приобрел во Франции.
В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне мастерская Шопена представила статую Екатерины II, которую отливали по рисунку скульптора Михаила Микешина. Произведение получило медаль за высокую технику исполнения. Увеличенная копия именно этой скульптуры сейчас красуется перед Александринским театром в Петербурге.
Мастерская Шопена постоянно участвовала в международных выставках, демонстрируя лучшие результаты. Благодаря этому многие мастера получили большую известность не только в России, но и за рубежом. Работы, отливавшиеся на заводе Шопена, пользовались огромным спросом, и причиной тому была не столько популярность фабрики, сколько высочайшее качество каждого выпускаемого изделия.
На заводе занимались как литьем из бронзы, так и цинковыми, а также серебряными работами. Шопен пытался приноровиться к постоянно изменяющимся вкусам русского дворянства и купечества, поэтому принял решение ввести в производство патинированную бронзу. Она отвечала новым цветовым дизайнерским решениям. Такой металл имел множество разных оттенков и мог имитировать другие сплавы. Шопену и его коллегам удалось достичь на этом поприще больших результатов.
Расцвет бронзолитейного производства совпал с модой того времени на стиль «неорококо», нашедший отражение, главным образом, в оформлении жилых интерьеров, мебели, предметах быта и ювелирном искусстве. Стиль подразумевал сложные в исполнении орнаменты, обилие декоративных элементов, обращение к «историзму». Фабрика Шопена следовала модным тенденциям и украшала свою интерьерную бронзу сложными фигурами купидонов, орнаментальным декором (например, литыми виноградными лозами), анималистическими мотивами.
Успех предприятия в 1870-1880-х годах был неразрывно связан с именем крупного скульптора-анималиста Евгения Лансере. Шопен разглядел в начинающем авторе яркую индивидуальность и большой творческий потенциал. Лансере учился у французских мастеров, перенося актуальные тенденции в европейской пластике на сюжеты русской действительности. Успех был ошеломительным. В конце 1870 годов Шопен даже выкупил у Евгения право собственности на его скульптуры. По официальным данным, тогда он купил 17 моделей. Век Лансере оказался недолог, но его наследие огромно, а работы в настоящее время хранятся в крупнейших музеях.
Феликс Шопен – это первый мастер, который соединил литье моделей высокого качества и французское умение передать фактуру. Его непревзойденный талант – это основная причина, по которой Феликс стал одним из лучших и самых успешных российских бронзовщиков того периода. Его произведения были широко известны по всему миру и выступали эталоном даже для заграничных бронзолитейных заводов.
В 80-е годы XIX века для бронзолитейной промышленности настали кризисные времена. Пытаясь не допустить закрытия фабрики, Шопен взял к себе на работу представителя нового поколения литейщиков – мастера по имени Карл Берто, который уже более десяти лет сотрудничал с легендарным скульптором Ф. Барбедьеном. В конце 1880-х Шопен решил отойти от дел, передал управление заводом Берто и вернулся в родную Францию, где закончил свой век в 1892 году в Париже.