Богатый на причудливые, словно средневековые замки, дома эпохи модерна вперемешку со строгими образцами советской архитектуры – Литейный сегодня привык к часовым автомобильным пробкам, гулу машин, крикам пешеходов, бесконечно сменяющим друг друга точкам общепита, магазинам на любой вкус и кошелек. Здесь больница и библиотека, театр и музей, рюмочная и «Большой дом» – здание управления ФСБ. Отходящие от проспекта улицы названы в честь писателей, поэтов и мятежников-декабристов. На них, словно сговорившись, собрались вместе и глядят фасады консульств иностранных государств, а по соседству – старинные особняки, полные то дорогих гостиничных номеров, то обшарпанных коммуналок.
Шла Северная война, страна нуждалась в вооружении. В 1711 году, в молодом и быстро развивающимся Санкт-Петербурге, Петр I приказал организовать производство пушечных орудий и всего с этим связанного. Для сего на южном берегу Невы, за Безымянным Ериком (что ныне называется рекой Фонтанкой) обустроили Литейный (или Литейно-пушечный) двор. Так и получил свое название Литейный проспект, который тогда представлял собою лишь небольшую просеку, соединяющую новое предприятие с «Большой першпективой», то есть Невским проспектом.
Строительством Литейного двора руководил инженер В. И. де Геннин, а затем и еще более знаменитый соратник Петра – генерал-фельдцейхмейстер Яков Брюс. Тут же, для производства и хранения артиллерийских орудий, боеприпасов и амуниции был учрежден Арсенал, который вместе с Литейно-пушечным двором стал быстро обрастать множеством технических построек и в итоге превратился во второе после Адмиралтейства крупнейшее промышленное предприятие Санкт-Петербурга XVIII века.
Уже в 1713 году Литейный двор выпустил первые медные пушки. Сначала их отливали с уже готовым ствольным отверстием, но несовершенство плавки и отливки металла в те годы сказывалось на неровностях во внутренней поверхности ствола пушек, что влияло на качество стрельбы. По этой причине в 1720-е было принято решение изготавливать сначала «глухие» орудия, а затем сверлить в них отверстие особыми станками, которые приводились в действие конной тягой. Но долго так не протянешь, как говорится. И тут, по одной из версий, на помощь артиллерии пришел гениальный инженер в области токарного производства Андрей Константинович Нартов. Его станки приводились в движение водой, для чего от Литейного двора до Фонтанки был прорыт Косой Дементьев канал. Правда, напор воды оказался недостаточным, и уже к 1765 году канал засыпали. Сегодня на его месте проходит улица Оружейника Федорова.
«Благополучная» местность»
Пушечный двор отливал не только оружие, но и, например, церковные колокола. Изготовление различных сопутствующих изделий требовало работы разных специалистов: на предприятии трудились столяры, токари, кузнецы, слесари, прядильщики и даже фитильные заварщики. Территория разрасталась, наполняясь подсобными мастерскими, а рабочие селились тут же, постепенно образуя вокруг просеки Литейную слободу. Так, всю местность вскоре стали именовать Литейной частью.
Жителями Литейной слободы были работные люди, московские и тульские оружейники, пленные шведы и каторжники, занятые на производстве. В конце Литейного проспекта даже образовалась своеобразная биржа труда, в народе прозванная «вшивой биржей», так как собиралась там, в основном, беднота, ищущая любой подработки.
Контингент обычно определяет социальную и культурную среду, однако Литейная часть никогда не носила дурную славу, присущую районам Сенной площади или Лиговского проспекта.
Изначально эту местность облюбовал Петр I за очень полезное для здешнего климата свойство: в 1706 году в Петербурге произошло сильнейшее наводнение, однако возвышенный участок Невы восточнее Фонтанки оказался нетронутым. Другие катастрофические наводнения последующих столетий также не нанесли ущерб Литейной части.
На этом удачном во всех отношениях месте, по соседству с Литейным двором построил собственный особняк граф Яков Вилимович Брюс, а за ним поселился и сам Петр, повелев разместить здесь дома для своих ближайших родственников. Так, Литейная часть на некоторое время стала местом жительства царской фамилии.
В эпоху дворцовых переворотов местность передали на нужды чиновникам и служащим всякого рода канцелярий, а также офицерам Лейб-гвардии Конногвардейского и Преображенского полков.
Во второй половине XIX века производственные помещения Арсенала были переведены на Выборгскую сторону, а наиболее редкие исторические орудия с его складов отправились в Артиллерийский музей. Давно исчез и Пушечный двор, вместе с ним и деревянные дома рабочих. От литейного производства в этом районе осталось только название. Литейная часть превратилась в одну из самых благополучных и благоустроенных в городе. Проспект застраивался смелыми по тем временам архитектурными решениями в стиле модерн и эклектики, став модной центральной улицей Петербурга.
Литейный облюбовали аристократы, интеллигенция и книгоиздатели. Расцвет популярности этого района и новая глава его жизни тесно связана с Серебряным веком русской литературы. Здесь в Фонтанном доме жила Анна Ахматова, в знаменитом доме Мурузи бывали Максим Горький, Александр Блок, Николай Гумилев, а позже занимал свои полторы комнаты Иосиф Бродский.
С приходом советской власти Литейный был переименован в проспект имени Володарского, однако название не прижилось, и уже в годы блокады было решено вернуть ему прежнее имя. Стоит отметить, что и в послевоенное время Литейный проспект оставался знаменит обилием книжных и букинистических магазинов, некоторые из них существуют до сих пор.